Национализм и экономическая реальность: почему не все готовы воевать за Казахстан
Мне казалось, что такой пещерный казахский национализм возможен только в социальных сетях, где можно под различными именами писать провокационные статьи и не нести за это ответственность, а в объективной реальности таких неадекватных националистов можно очень редко встретить.
Но недавняя моя поездка в казахском такси убедила в том, что насколько казахский национализм (пещерный и беспощадный) впитался в сознание людей. Как обычно, в теплый осенний день я поймал такси, чтобы поехать на работу. Сел в машину, где был довольно спокойный и приятный мужчина - таксист средних лет. Интерьер машины был ухожен, а сам таксист вел машину хорошо. Первое что меня смутило, так это то, что он во время поездки смотрел видео, посвященные войне на Украине. Увидев меня при помощи зеркала, таксист задал некорректный вопрос: “Сен қазақсың ба? У тебя казахстанский паспорт? “. На мой утвердительный ответ таксист задает следующий вопрос: “Ты будешь воевать за Казахстана если нападут русские?”. Не долго думая, я ему ответил: “Нет. Не буду”. Таксист очень удивился моему ответу и стал спрашивать, - почему я не буду воевать за Казахстан? Это моя Родина. Если я казах, то я должен быть патриотом своей страны и отдать жизнь за Казахстан и казахский народ.
И тут на помощь мне приходит исторический материализм, который в очередной раз помогает мне справиться с националистической риторикой буржуазных пропагандистов. Я же ответил таксисту следующим образом: “За что мне воевать, уважаемый? У меня нет дома; зарплаты мне катастрофически не хватает, а на мои претензии казахская власть мне отвечает, что это мои проблемы; все мои накопления забрали казахские олигархи. Далее, зачем мне воевать за Казахстан, если все важнейшие стратегические объекты страны приватизированы иностранным капиталом: Аэропорт Алматы - турецкой компанией, угольные шахты Караганды - в руках Лакшми Миттала, нефтяные месторождения Каспия - в руках американских и европейских компаний”.