Забастовки на предприятиях Казахстана: статистика и последствия
В текущем году на 15 предприятиях республики произошли забастовки с приостановкой работы более трех часов, сообщил председатель комитета труда и социальной защиты Минтруда – главный государственный инспектор труда Толеген Оспанкулов на брифинге в Службе центральных коммуникаций (сообщает новостное агентство https://ru.sputnik.kz).
Оспанкулов заявил, что все забастовки проходили в «стихийном порядке», без соблюдения процедур выдвижения требований работников, установленных Трудовым кодексом Казахстана. Решениями судов 5 забастовок признаны незаконными.
«За истекший период в мониторинг дополнительно были включены 149 предприятий, на которых имелись предпосылки или произошли трудовые конфликты. На сегодняшний день на контроле находятся 69 предприятий, по ним уполномоченными госорганами принимаются меры по недопущению трудовых конфликтов», – сообщил Оспанкулов.
Почему трудящимся приходится бороться за свои права? Потому что при капитализме эти права имеются и соблюдаются тогда и только тогда, когда за них ведётся борьба.
Для повышения успеха в этой борьбе трудящимся следует знать следующее:
- Капитал заинтересован в рынке труда, а следовательно, в конкуренции между трудящимися. Капиталист всегда препятствует коллективному и профсоюзному движению в интересах трудящихся.
Помните, пролетариату нечего делить между собой, а следует объединяться. Отстаивать свои права следует в коллективе, потому что поодиночке вы проиграете.
- Упомянутые государственным инспектором «меры по недопущению трудовых конфликтов», в условиях капитализма, зачастую являются ничем иным, как односторонними действиями по подавлению активности трудовых коллективов, профсоюзов и каждого трудящегося в отдельности. Меры к работодателю по улучшению условий труда, как правило, не применяются, ведь он хозяин в этой системе.
В последнее время всё чаще работодатель прибегает к услугам так называемых «медиаторов» и «коучеров» по урегулированию трудовых споров. Формально эти «специалисты» в нейтралитете между работодателем и трудящимися, но нанимает и оплачивает их услуги работодатель, поэтому полагаться на их нейтралитет было бы наивно.
Члены редакции Красной Юрты имеют опыт взаимодействия с одним из таких «регулировщиков». Предлагаем вашему вниманию инструкции, которые данный персонаж рекомендует использовать хозяину производства (работодателю):
- Будьте в курсе закредитованности своих сотрудников. Чем больше он закредитован, тем легче с ним договориться, легче диктовать ему свои условия.
Приводились примеры, что большинство назревающих трудовых споров купировались путём подкупа самых активных сотрудников, ибо они были в долгах, кредитах и свои проблемы оказались весомее проблем всего коллектива. Без «актива», коллективное движение разваливалось.
-
Выявляйте лидеров мнений в коллективе. Относитесь к ним более лояльно, чем к остальным.
-
Главы профсоюза, если он есть, должны быть вашими людьми. Они должны отстаивать ваши интересы.
-
Если в компании нет корпоративной этики, внедрите её, сотрудники должны думать, что они в одной «семье».
-
При переговорах с отдельными сотрудниками вы должны стоять на позиции, что вы правы, а он нет. Вы должны убедить сотрудника в его неправоте.
Это, кстати, обязательное правило, когда идёт речь о расследовании несчастных случаев и инцидентов на рабочем месте. Работодатель должен и будет добиваться от сотрудника признать, что всё произошло по вине самого сотрудника.
-
При переговорах с коллективом вы должны внушить им уверенность, что вы в равных условиях, что вы все в одной лодке, у вас общие интересы.
-
В очень крупных компаниях, которые, как говорится, на слуху, к забастовкам рабочих, а тем более коллективов, хозяева относятся крайне болезненно. Если собственник не сможет урегулировать трудовой конфликт своими силами, то зачастую, подключаются серьёзные государственные ведомства.
Предупреждён, значит вооружён! Ойлан, жолдас!
Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы / Қызыл Отау Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта