Актуальность восстания Махамбета Утемисова и Исатая Тайманова в современном Казахстане
Несколько дней назад скачал книгу про восстание Махамбета Утемисова и Исатая Тайманова. Восстание произошло в XIX в. против царской политики в Казахстане. В советской историографии Казахстана особое внимание уделялось этому восстанию. Помню, в советских учебниках по казахской литературе (мы по ним учились в 90-е) много страниц рассказывалось о ходе восстания, за что восставали, против чего. Сейчас решил освежить свои школьные знания и подивился тому, насколько убийственно актуальными оказались некоторые цитаты.
Вот например: «В процессе этой борьбы прояснялось самосознание народа и его вождей. Правда, как и все крестьянские восстания, не руководимые пролетариатом, восстание Исатая было стихийным, без четкой программы, без ясно сформулированных требований».
Так это же… январь 2022! Конечно, крестьян уже нет, но пролетарским руководством точно и не пахнет. А что говорить о требованиях? С ними сейчас везде беда – от БЛМовских движений в США до движения жёлтых жилетов во Франции.
Помимо удивительной актуальности, это книга замечательным образом разоблачает т.н. «байтурсыновщину» (одноимённая книга под авторством Тогжанова у нас есть в библиотеке). «Байтурсыновщина» – это продвижение мысли о том, что казахи жили при некоем «кочевом коммунизме». Якобы все казахи – и баи, и пастухи, – жили абсолютно одинаково, т.к. были родственниками друг другу. Что же пишет про это казахстанский историк Хажим Джумалиев? В 1830-х гг. казахам было отведено 6400 тыс. десятин земли. Сколько ушло хану Джангиру? Себе он взял лучшие 400 тысяч, султанам раздал по 700 тыс., ходже – 340 тыс., брату Букейханова (!) - 400 тыс. и т.д.. Реальный передел собственности а-ля 90-е. Естественно, простые казахи попадали в рабскую зависимость к этим баям. Не говоря уже о гнёте русских феодалов, кулаков, чиновников и казаков. Но это не всё. Был ещё зякет и согым. Это сейчас согым – забивка холодильника мясом на зиму, а тогда – это когда ханские прихвостни отнимали скот у простого народа, запасаясь себе на зиму. А зякет брали весной, когда был известен приплод скота. Как же жили казахские феодалы? Например, русский этнограф Харузин пишет, что количества скота, зарезанного Джангиром в течении одного года, равнялось 4 тыс. лошадей или 24 тыс. овец. Упоминаются и ханские халаты за 15 тыс. рублей. Хотелось бы знать, сколько это в сегодняшней валюте; помогите в комментариях, если можете (происходят события в 1834-м году). Хан, как говорит наблюдающий, любил жить на широкую ногу.
Вы обратили внимание на то, что хан Джангир выделил 400 тыс. десятин своему брату Букейханову? Скорее всего, это предок того самого Алихана Букейханова, которого сегодня возвеличивают из каждого утюга. И это поразительная параллель. Букейхановы – по сути, проводники движения, направленного в прошлое. Таким образом, казахстанские коммунисты, выступающие против Букейханова, становятся идейными наследниками Махамбета Утемисова и Исатая Тайманова. Осталось то же народное недовольство, то же спящее классовое сознание, то же бессильный народный гнев.
Жаль, конечно, что Махамбет не знал о том, что ему поставят памятник, что в честь него будут называть улицы. Но по-настоящему почтить его память мы можем, прочитав данную книгу, вдохновившись идеями народного управления и народной собственности, которыми был пропитан дух того времени.