Как люди обуздали инстинкт размножения?
❗ Данная публикация предложена нашим читателем. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, приводимой автором ❗
Как люди обуздали инстинкт размножения?
Продолжаем говорить о возникновении человеческого общества: сегодня будем знакомиться с проблемой образования рода и экзогамии, которые являются прямыми показателями обуздания людьми полового инстинкта. Как уже многократно писалось в предыдущих материалах: первобытное общество формируется из человеческого стада лишь после того, как социальность и сознание начинают господствовать над инстинктами.
Стоит учитывать, что эпоха первобытного стада, то есть эпоха становления общества, не входит в рамки первобытнообщинной общественно-экономической формации (ОЭФ), также как и эпоха разложения первобытной общины и становления классового общества после Неолитической революции не рассматривается как начальный этап первых классовых формаций.
Человеческое стадо в плане брачных отношений характеризуется промискуитетом – то есть, отсутствием социальных правил, которые регулируют половые связи в коллективе. Но это не означает, что в таком социуме были совершенно беспорядочные любовные сношения: у человека имеются врожденные механизмы, препятствующие интимным отношениям между теми людьми, что жили совместно при их росте и формировании (vk.com/wall-213062587_2991).
Первобытное общество же возникает вместе с экзогамией, заключающейся в социальном запрете половых отношений внутри определенной группы (например, рода – группы родственников), что обязывало всех членов данной группы заключать браки за её пределами. Экзогамия является необходимым условием существования родового устройства общества и посему возникает одновременно с родом. Но что же побуждало людей из первобытного стада на переход к роду и экзогамии?
Важным условием развития трудовой деятельности в любой группе является внутренний мир, отсутствие лишних конфликтов между членами этой группы. Но в сообществе без социальных правил, регулирующих половые отношения, женщина неизбежно и слишком часто становится причиной разногласий между членами объединения, которые на неё претендуют. Это явление вступает в противоречие с потребностями развития производственной деятельности коллектива и для дальнейшего прогресса становится необходимым урегулировать брачные отношения внутри группы.
Половой инстинкт является силой, разрушающий социум, поэтому для существования и развития общества, должен иметься контроль над стимулом к размножению. Этой цели и служит система социальных правил, важнейшими из которых становятся экзогамия и род, обеспечивающие возможности для более успешной коллективной деятельности людей.
Первой формой родового общества была дуально-родовая организация: один род существовал только в паре с другим родом, и люди из первого рода заключали браки только с людьми из второго рода. Эти парные роды могли возникнуть как путём разделения единого промискуитетного объединения надвое, так и путём объединения двух ранее самостоятельных объединений.
Также эти роды были матрилинейными, так как по матери определить родство можно совершенно точно, а по отцу – пока что и не нужно из-за отсутствия прибавочного продукта; переход к патрилинейности начнётся лишь после Неолитической революции. Вам могут, конечно, встретиться некоторые сомнительные личности (например, Дробышевский), которые с лёгкостью разбивают некую «концепцию Энгельса о матриархате», хотя Энгельс вообще никогда о матриархате и не писал, а указывал только на «материнское право», то есть - на матрилинейность.
Дуально-родовая организация, очевидно, не смогла уцелеть ни у одного из современных народов, но одним из неопровержимых доказательств её существования в прошлом является наличие у многих народов, стоящих на стадии родового общества, распределения всех имеющихся родов всего на две группы - фратрии. Эти две фратрии являются остатками пары первых родов, которые из-за увеличения численности своих членов поделились на несколько отдельных родов, но всё же остались объединёнными в нечто целое. Таким образом, дуально-фратриальная организация является более поздней формой родового общества, возникшей из более ранней - дуально-родовой - в результате деления двух первоначальных родов.
#промискуитет #род #экзогамия #матрилинейность #общество #развитие #промискуитет