В чём Победа, товарищ?
В чём Победа, товарищ?
«Разве я только за грузин воевал? Неправда. Мы в Красной Армии сражались и за русских, и за украинцев, и за абхазов, и за казахов – за нашу советскую Родину! Гитлер, собака, сейчас бы счастлив был – увидев, что творится».
Мелитон Варламович Кантария. Герой Советского Союза.
В День Победы, 9 мая, наш народ в очередной раз будет праздновать годовщину победы Союза Советских Социалистических Республик над фашистской Германией в 1945 году. На улицах будут развешаны плакаты с надписями «Мы помним – мы гордимся», «Никто не забыт – ничто не забыто». На автомобилях будут красоваться наклейки «Спасибо деду за победу», «1941-1945 – можем повторить». Многие горожане выйдут с фотографиями своих родственников, сражавшихся против фашизма. Представители молодого поколения будут повторять стандартные фразы в духе «Спасибо за мирное небо над головой» и т.д.
Вроде всё верно. Память о наших отцах и дедах надо сохранять и передавать из поколения в поколение. Но в последнее время начинают терзать смутные сомнения. Казалось бы, мы храним память о наших героях–победителях и осознаём, за что они воевали. Но суровая картина объективного мира весьма удручает: нищета и голод терзают наш мир; военные конфликты уносят всё новые и новые жизни; уровень национализма и шовинизма настолько возрос, что недалёк тот день, когда появится новый Гитлер.
- «Спасибо за мирное небо над головой». Стандартная фраза, которую мы произносим 9 мая. Такое ли сейчас мирное небо? На Украине наши братские народы Украины и России убивают друг друга ради корыстных интересов правящих классов российской и западной олигархии; Карабах стал ареной противостояния между Азербайджаном и Арменией, где гибнут тысячи наших товарищей; растёт напряжение между Киргизией и Таджикистаном; ещё в девяностые годы в Грузии были военные конфликты между абхазами и грузинами.
Одним из катализаторов военных конфликтов является национализм, который расцветает на постсоветском пространстве и собирает свою кровавую жатву. Казахстан сотрясают межнациональные конфликты, в которых казахские нацисты убивают людей за принадлежность к другой национальности; организуются так называемые «языковые патрули», которые терроризируют граждан Казахстана и осуществляют провокации на языковой почве; всё чаще встречаются случаи сепаратизма, когда граждане Казахстана подвергают сомнению его территориальную целостность; власти Украины полным ходом вытесняют русский язык и другие языки (венгерский, например) и призывают к этническим чисткам; в России формируются русские националистические батальоны «Русич» и «Русская православная армия», а сам президент Путин заявляет, что его кумиром является идеолог русского фашизма – Иван Ильин.
Вместо советского патриотизма, базировавшегося на пролетарском интернационализме, нам навязывают патриотизм буржуазный, который прославляет национализм и чувство национального превосходства. Это заметно в высказываниях известных политиков и представителей интеллигенции. Так, в России популярна риторика о том, что именно русские дали казахам образование и науку, построили для нас города (хотя наука в Казахстане и города были построены в годы Советской власти); казахские нацисты в ответ заявляют, что ряд областей России являются исконной территорией Казахстана. Таких примеров много. Но мы ограничимся пока вышеприведенными.
- «1941-1945 – можем повторить». В свои тридцать три года я только сейчас стал задумываться о значении этой надписи. И мои субъективные выводы не принесли облегчения. Можем ли мы повторить научный, технологический рывок, который произошëл после окончания Великой Отечественной войны? Можем ли мы повторить строительство городов, ликвидацию безграмотности, голода и так далее по списку? Какие из достижений в нынешнем СНГ признаны мировым сообществом?
Наши отцы и деды воевали, чтобы больше не было войн. Чтобы мы не знали, что такое кровь, лишения, потери близких и боевых товарищей. Неужели надпись «1941-1945 – можем повторить» на подсознательном уровне пропагандирует войну и чванство? Мне кажется, да. Всем людям, которые вешают эту наклейку, я хочу задать вопрос: если вы можете повторить 1945 год, то сможете ли вы вынести голод, смерть, разрушения, гибель своих друзей? Война – это не строем шагать по улицам и одеваться в красивую форму. Война – это страшные лишения, о которых нам лучше не знать.
- «Спасибо деду за победу». Тоже известная фраза, которую любят клеить на стёкла автомашин. И здесь напрашивается главный вопрос нашей публикации: за что воевали наши деды? За абстрактную победу? За непонятное «мирное небо» над головой? Наши деды воевали за Социалистическую Родину! Они воевали за общественно – экономический строй, где нет места эксплуатации человека человеком; где средства производства и недра принадлежат всему народу и находятся в общенародной собственности; они воевали за строй, который ликвидировал безграмотность и победил опаснейшие болезни; они шли в бой за строй, где была дружба народов, а любые проявления национализма и шовинизма карались законом.
Когда ты, дорогой товарищ, пойдешь праздновать 9 мая, задай себе такой вопрос: кому принадлежат основные средства производства – недра, заводы, фабрики, леса, банки? Имеешь ли ты право на те блага, которые они приносят?
Вместо заключения. Сейчас наша страна испытывает инфраструктурный кризис, а на горизонте маячит энергетический кризис, который грозит погрузить в нищету сотни тысяч граждан Казахстана. Экибастуз и Риддер тому яркий пример. Сможешь справиться с этими вызовами, дорогой читатель?
А я тебе напомню, что наши отцы и деды не только победили фашизм, но и страну восстановили из руин, построили новые города, отправили человека в космос. И когда ты будешь клеить надпись «1941-1945 – можем повторить», то задумайся, а сможешь ли ты преодолеть растущую бедность, национализм, шовинизм и кризис науки? Поэтому меня постоянно мучает этот ужасный, но справедливый вопрос: в чём Победа, товарищ?
С уважением, Марк Флавий Аквила
Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы / Қызыл Отау Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта