Методы эксплуатации трудового человека
Методы эксплуатации трудового человека.
Начиная с рабовладельческого строя и до наших дней «процветающего» капитализма борьба трудового человека с эксплуататором не прекращалась ни на минуту. Методы этой борьбы в руках эксплуататоров зарождались в примитивных формах, развивались и приумножались в течение многих веков.
Древние люди, сформировавшие первобытно-общинный строй, не располагая серьёзными орудиями производства, работали коллективно, вместе охотились, занимались собирательством и делили добытое своим трудом между всеми членами общины. Ведь противостоять тем суровым условиям природы, ещё необузданной человеком, можно было только сообща.
Но, постепенно, развивались производительные силы первобытных людей, появлялись орудия труда, позволяющие иметь избыток продовольствия и справляться с природными условиями, изобреталось оружие. А вместе с этим, часть людей сообразила, что работать не обязательно, ведь можно силой заставить ближнего трудиться вместо себя и присваивать результаты его труда.
Производительные силы развивались и укрупнялись, неизбежно порождая изменения производственных отношений, а вместе с ними и общественно-экономических формаций. В итоге общество через рабовладение и феодализм благодаря развитию науки, технологий и ценой войн, восстаний и пролитой крови торжественно вступило в прекрасную эпоху капитализма и рыночных отношений.
И это не сарказм. Действительно капитализм вначале своей победной поступи был несравнимо лучше всех предыдущих общественно-экономических формаций. Как ни крути, но рабочий, вкалывающий на заводе даже за небольшую оплату – это намного лучше, чем раб изнывающий от голода, жажды и ударов кнута. Крепостному, отдающему феодалу немалую часть собранного хлеба, не имеющему прав на хоть какое образование и медицину, тоже особо не позавидуешь.
Но несмотря на прогрессивный характер в начале своего развития капиталистический мир сегодня уже не кажется желанным и справедливым устройством общества. Ведь несмотря на имеющиеся в распоряжении человечества блага и невиданное до этого развитие производительных сил, науки, образования и медицины никуда не исчез общий для раба, крепостного и современного рабочего фактор – эксплуатация человека человеком. Общественный характер производства и частный характер присвоения (т. е. работают все члены общества, а получают прибыль единицы) стал главным противоречием капитализма.
Трудовые коллективы по всему миру работают на заводах, фабриках, в офисах, производя столько материальных и нематериальных благ, сколько никогда ещё не производилось человечеством. Но священный при капитализме закон о неприкосновенности частной собственности даёт право владения этими благами мизерному проценту населения – хозяевам средств производства. И для сохранения своего положения они используют весь богатый арсенал средств подавления, который уже давно перерос уровень грубой силы.
Классовая борьба эксплуататоров обрела не только формы физического подавления. Ведь на первый план вышли показной гуманизм и демократия. И какие же формы принимает гуманизм при капитализме?
Заботливый хозяин производства скрепя сердце идёт на нарушение трудового кодекса, вынуждая рабочего вкалывать 12 часов в сутки. Конечно же, исключительно в целях развития личностных качеств рабочего, таких как трудолюбие и самодисциплина, которые несомненно приведут его к успеху в перспективе.
Правда, законы рынка заставляют хозяина сокращать издержки для максимизации прибыли. К сожалению, в условиях кризиса, когда всё дорожает, единственная издержка, на сокращение которой пойдёт хозяин — оплата труда. А это значит, что труд рабочего будет оплачен по минимально возможному тарифу, продиктованному рынком рабочей силы. Но вы же понимаете, что это нормальный рыночный рационализм. Ведь хозяин делает всё, что в его силах, чтоб предприятие было рентабельным, а, следовательно не потонуло, утянув за собой на дно карьерные перспективы и надежды трудящегося.
Расстроенный рабочий ищет ответы и утешение в религии, где благообразные служители культа на содержании у капиталистов трактуют замысел божий в том смысле, что нужно быть терпеливым и скромным, а жадность и зависимость от материального – тяжелейший грех. Пусть греховный хозяин предприятия богатеет сам, теряя шанс на спасение, а рабочему воздастся за терпение в другой жизни. Особенно, если он сделает пожертвование в пользу храма.
Но как бы ни был крепок дух трудяги, слабая плоть берёт верх и требует дополнительных материальных благ для поддержания жизни телесной оболочки. Тогда на помощь ему приходят ростовщики всех мастей. Банки, ломбарды и прочие микрокредитные организации на каждом углу предлагают взять займ под конский процент, к которому прилагается мотивация работать в две смены, ведь возвратить придётся в два раза больше. Отличный лайфхак – ипотека на большую сумму сроком на 15-20-30 лет. На этот период можно забыть и о таком страшном грехе, как лень. Заодно и на вредные мысли о справедливом обществе времени тоже не останется.
В редкие свободные от работы часы заглушить эти мысли поможет индустрия цифровых развлечений. Ведь помимо жилья любому рабочему полагается купить в кредит смартфон или на худой конец телевизор. А там – уютный мир фильмов, сериальчиков, интеллектуальных игр, где умные взрослые люди втроём угадывают слово из шести букв. Ещё можно провести время за бутылочкой дешёвого алкоголя, ведь здоровый образ жизни – для слабаков, а к тому же требует времени и денег. Но первое принадлежит заводу, а вторые – банку.
Ну а что же делать, если неблагодарный рабочий всё-таки недоволен и считает, что его интересы ущемлены? Всё тот же телевизор устами уважаемых людей даёт ответ на извечный вопрос «кто виноват и что делать?». Виноваты будут всегда люди другого оттенка кожи, неправильной веры, либо – о, ужас! – люди нетрадиционной ориентации, живущие по странному стечению обстоятельств в другой стране. Ну а что же с этим делать? Конечно же, устранять причины и как можно быстрее.
И тогда, вооружив этими знаниями, а заодно и автоматом, с благословения всех святых государство отправляет нашего трудягу в увлекательную зарубежную экскурсию. Наконец-то после стольких лет изнурительной работы на долбаном заводе смена обстановки, весёлые приключения и бесплатный паёк! И даже если принимающая сторона будет не рада и вместо хлеба и соли подарит немного свинца, то похороны за счёт государства будут хорошим утешением, не правда ли?
Конечно же, не всех ждёт такой печальный жизненный сценарий. Разумеется, каждый имеет хоть и мизерный, но всё же шанс занять место в рядах хозяев жизни. Но поскольку в этих рядах и без того уже до невозможности тесно, то успешные капиталисты через посредника в лице государства сделают всё, чтоб не дать никому извне протиснуться туда.
И поэтому, помимо всех перечисленных злоключений, нашего работягу с детства ожидают низкий уровень образования, дорогая медицина, вредная еда и культ потребления, навязанные рекламой, окружающей нас повсюду, даже в общественном туалете. Они сделают всё, чтобы превратить рабочего в послушного безвольного робота, обеспечивающего процветание мизерной кучки капиталистов.
В итоге мы видим, что методы эксплуатации со времён первобытных людей эволюционировали и приобрели множество различных форм в наши дни. Но, к сожалению, это не значит, что современные рабовладельцы стали более гуманны. В случае необходимости, когда все другие средства перестают работать, они не побрезгуют воспользоваться старыми проверенными методами насилия и физического подавления, примеры которого мы видим постоянно, во время разгона митингов и демонстраций трудящихся, зачастую с применением силы и разного вида оружия.
Но, несмотря на всё давление государства капиталистов на рабочих, никогда нельзя забывать, что способность человека к труду – единственное, на чём основывается вся их власть и богатство. Без приложенного человеческого труда не заработает ни один завод, не поедет ни один поезд, ни одна программа не произведет расчёт и ни одно орудие не даст залп. Всё, чем мы пользуемся ежедневно и без чего не сможет существовать человек, создано только за счёт его труда. Капиталист подобно паразиту никогда не сможет обойтись без рабочего, а вот рабочий спокойно проживёт без капиталиста.
Развитие производительных сил когда-то позволило человечеству выбраться из варварства, построить города, образовать государства, но вместе с этим разделило нас на классы: класс рабочих и паразитирующий на нём класс господ. Сегодня же производительные силы возросли настолько, что способны обеспечить каждого всем необходимым для мирного совместного существования и дальнейшего развития во всех направлениях. Для этого человечеству всего лишь нужно вернуть себе свой человеческий облик и вновь стать одним-единственным прогрессивным классом с одним общим интересом — трудом во благо единой общины, членами которой являются все люди планеты Земля.
Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы / Қызыл Отау Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта