Проблемы пенсионной системы Казахстана: от частных фондов к государственному монополию
С 1998 г. в Казахстане существовали частные пенсионные фонды, обещавшие большую доходность и при этом представлявшие большие риски для вкладчиков. После 2013 г. правительство приняло решение создать единый государственный фонд для избежания проблем с выплатами пенсий. По итогу создания фонда выяснилось, что частные фонды вкладывались в рисковые инвестиции, за которыми стояли банкротства или мошеннические схемы. В результате почти 100 млрд тенге пенсионных накоплений были украдены. Государство переложило убытки на вкладчиков пропорционально размеру вклада («государство не просило Вас рожать вкладывать деньги в подозрительные частные пенсионные фонды» — привет от российских буржуев! А говорят, что у нас всё не так«государство не просило Вас рожать вкладывать деньги в подозрительные частные пенсионные фонды» — привет от российских буржуев! А говорят, что у нас всё не так).
Следующей проблемой государственного пенсионного фонда стала инфляция (надо же, невероятно). Решением стало размещение активов в десяти самых надёжных банках второго уровня. Но доходность всё равно оставляла желать лучшего, и риски оказались довольно высоки.
Кандидат экономических наук Пётр Своик критиковал такую модель накопления: «Нацбанк и правительство демонстрируют не просто беспомощность, но и какую-то детскую наивность. Вот это решение хранить деньги на депозитах в банках — оно не только не гарантирует, но и обостряет вопрос сохранности вкладов! Ведь сами банки на волосок от дефолта. Кроме того, такая система предполагает выплату инвестиционного дохода за счет успешности депозитного кредитования. В итоге получается, что граждане сами же будут брать кредиты по завышенным ставкам, чтобы обеспечить, хоть и опосредованно, вожделенную прибыль на счетах ЕНПФ».
Новая система тоже оказалась неэффективной («Ah shit, here we go again»). В 2021 г. вкладчикам дали возможность доверить часть своих накоплений УИП’ам. Это не частные пенсионные фонды, а скорее маленькие государственные, отличающиеся другой стратегией инвестирования, чем объясняется их чуть большая доходность. Однако инфляция всё равно идёт опережающими темпами, и реальный размер накоплений снижается. Поэтому финрегулятор предложил проект постановления о расширении возможностей для инвестирования. Он предлагает возможность инвестирования в долговые бумаги малого и среднего бизнеса (ах, эти либеральные мантры, мол, малый бизнес нас спасёт). Похоже, ставка делается на то, чтобы за счёт потребителей, пользующихся услугами и покупающими товары среднего и малого бизнеса, обеспечить прибыль по пенсионным вкладам (налог на общество ради пенсий, а то, что давно заработали сами пенсионеры, осело в чьих-то карманах). Поддержка бизнеса теоретически должна обеспечить производство большего количества товаров и увеличить занятость, а рабочие, получившие зарплаты, должны эти товары купить. Но что-то подсказывает, что деньги будут оседать в карманах бизнесменов и банкиров, а новые товары не факт, что вообще появятся. Зато факт, что появится большой соблазн создать фиктивный бизнес и с деньгами уехать далеко и надолго.
Также теперь акционерами УИП`а могут быть организации-нерезиденты республики Казахстан, что должно привлечь иностранный капитал, а ведь он такой щедрый и благородный (нет).
Сколько бы ни старались капиталисты и подчинённые им власти реформировать капитализм, построить социальное государство, всё упирается в конечном итоге в главный вопрос: за чей счёт? Естественно, прибыль должна расти чтобы служить самым достойным представителям человечества – атлантам, на чьих (забрызганных пролетарской кровью) расправленных плечах держится всё производство и весь мир. Поэтому за все проблемы господ будет расплачиваться наёмный работник, покуда у него нет на службе своего пролетарского государства.
Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы / Қызыл Отау Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта