Монополия и приватизация: как буржуазный и марксистский подходи различаются
Относительно недавно общественность нашей страны на полштычка взбудоражила новость о продаже нашего очередного национального богатства в лице ТОО «Телекоммобайлсервис» (дочерняя от АО «Казахтелеком») очередным же забугорным инвесторам. И в этой новости прекрасно всё! Потому что это делается в рамках антимонопольной борьбы и потому что это делается в рамках нового пакета приватизации наших национальных богатств.
Приватизацию оставим на потом и перейдем к монополизации и борьбе с оной. Дело в том, что взгляд на монополизацию у буржуазной науки и у науки марксистской отличается. Причём очень сильно.
Что такое монополия в буржуазном понимании этого явления? Монополия — это ограниченный несколькими вариантами выбор на рынке. Исходя из этого делается вывод, что раз уж выбор ограничен несколькими игроками, то эти игроки могут вступить в картельный сговор или же, не вступая в картельный сговор, по наитию увеличивать цену, снижать качество, ухудшая положение потребителя. Но если мы сделаем краткий экскурс в историю развития телекоммуникаций в Казахстане, то увидим крайне странную картину.
Ведь на протяжении от самого обретения независимости, вплоть до 2024 года, на нашем рынке телекоммуникаций выбор как раз был ограничен несколькими игроками, которые существуют до сих пор. По сути, это тот же самый Altel, Beeline, Activ, Kcell и Теле2. В разное время у них были разные бренды, как «Excess», «Тумар», «Жаршы», «K-Mobile», «PAThWORD», «Dalacom» и «Neo». Но все они принадлежали нескольким ТОО, которые переименовывались и выкупались другими новыми игроками, как ОАО «Вымпелком» или АО «Казахтелеком»: «Карт-тел» (Beeline позднее), «GSM Kazakhstan», «Жаршы» и «Altel». Ныне две последние являют собой единый ТОО «Телекоммобайлсервис», который и продают арабам.