Монополизация рынка связи и её последствия: взгляд через призму марксизма
Т.е. на протяжении целых десятилетий игроки на рынке +/- оставались одними и теми же, но ситуация ухудшилась только в 2022-2023 годах. Почему так случилось? Конечно же, можно сказать, что всё из-за того, что к 2022 году на рынке фактически остались только АО «Казахтелеком» и ОАО «Вымпелком», но правда в том, что к тому моменту они на рынке оставались одни уже лет пять. Но как же так получилось, что в течение пяти лет и Beeline и Казахтелеком вели себя «хорошо», но в 2022 году решили отрываться по полной? Ведь рост цен в 2022 году был от 13% до 37%, а в 2023-ом от 7,7% до 57,3%! Фактически за два года по некоторым тарифным линейкам рост цен составил почти 100%! Как-то непонятно получается. Но это только до тех пор, пока не взглянем на ситуацию с точки зрения марксизма. А марксизм отлично объясняет ситуацию.
По марксизму, монополия — это не только ограниченность выбора на рынке. Монополия — по марксизму это в первую очередь освоенность рынка и только потом ограниченность выбора. Как только какой-либо рынок — глобальный, отраслевой или региональный — начинает близиться к своему полному освоению на данном уровне научно-технического развития (!), то происходит укрупнение игроков и, конечно же, попытки выжать потребителя и работников досуха. Почему? А всё очень просто. Самое главное при капитализме что? Правильно, деньги. Но не просто деньги, а капитал. Самовозрастающий капитал. Именно поэтому важнейшим показателем при капитализме является не просто прибыль как таковая, но ещё и норма прибыли с темпами роста прибыли. Это показатель эффективности на всех, абсолютно на всех, уровнях организации капиталистического предприятия.
Если мы вернемся чуть назад, в 2009 год, то уже тогда на рынке мобильной связи, которая уже становилась на тот момент основой телекоммуникационного рынка вообще, проникновение мобильной связи уже было больше 100%. По данным официальной статистики количество абонентов на 1000 человек достигло — 1027,1. Но монополизации рынка тогда не произошло, потому что рынок расширялся. Расширялся не за счёт мобильной связи как таковой, а за счёт развития интернета. Домашнего и мобильного. Т.е. шло то самое научно-техническое развитие, которое расширило рынок до невообразимых масштабов, освоение которого заняло следующие 13 лет. Все эти 13 лет на рынке были всё те же самые игроки, что и сейчас. Но все эти 13 лет такого ограбления потребителя не было ни разу.
Большую роль катализатора процесса монополизации рынка сыграла пандемия ковид-19, которая буквально затолкала в каждую семью и в каждый дом услуги как мобильного, так и домашнего интернета. Благодаря этому в период с 2018 по 2023 год доходы от услуг связи в Республике Казахстан увеличились с 773 миллиардов тенге до 1 трлн 223 млрд тенге. Если мы посмотрим на темпы роста доходов, то 7% в 2018 году, 8% в 2019 году, 13% в 2020 году, 14,1% в 2021 году, 4% в 2022 году и 11% в 2023 году. Наибольший рост, как можно заметить, был в 2021 году, когда вся страна фактически училась и по большей части работала удалённо. А в 2022 году мы замечаем наибольшее падение темпов. Почему? Дело в том, что рост темпов роста доходов обеспечивался все эти годы в первую очередь освоением рынка. Но после 2021 года поток новых потребителей иссяк и ограничился ростом населения страны. Потому как за время пандемии услуги связи успели продать всем кто мог их купить. Т.е. рынок практически полностью был монополизирован, т.е. по мере роста населения (т.е. потребителей).