Маяковский: Поэт-революционер и голос народа
Случайно ли, что стих Маяковского можно услышать в репертуаре коллектива “Красная Плесень”? Нет, совершенно. Владимир Владимирович не был духовным наставником Зои Космодемьянской, скорее уж он был камнем, в который намертво вплавился золотой самородок. И не лежалось этому Камню на высокогорье, хотелось быть увиденным и извлечённым дрожащими руками золотоискателей. Это случилось.
Маяковский был контр-культурщиком своего времени и всегда искал, где и как он может выступить голосом борьбы с отжившим и старым. В то время основное русло этого противостояния называлось “футуризмом”. Поэты-футуристы, в числе которых Маяковский, входят число тех, кого принято называть поэтами Серебряного века. Времена были смутные, жизнь большинства людей тяжёлой, а значит и реальность не могла быть такой уж симпатичной. Многие любят поэзию Марины Цветаевой, тоже “серебряной” поэтессы и при этом они же могут плеваться в сторону Маяковского. Почитайте про жизнь обоих и сравните сами — интересный получается контраст.
Изучая биографию Владимира Маяковского, я не раз ловил себя на мысли, что начинаю осуждать то или иное поведение. Меряю из дня сегодняшнего его поступки, словно имею право и должен это делать. На самом деле, важно другое — Маяковский словно ретранслятор нёс в народ строку за строкой, пьесу за пьесой и народное же остервенение. Служил овеществлением громогласного стона, стоявшего над землями Российской Империи. Его: “…вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?! Я лучше в баре блядям буду подавать ананасную воду!” …актуально вот прямо сейчас. Маяковский умел так собрать слова в сложный, им самим придуманный метр, что мог быть понятым, как забитым крестьянином или батраком, так и уставшим идти на сделку с совестью интеллигентом. Вот только, чтобы неграмотный люд мог самостоятельно прочесть стихи Маяковского нужны были перемены — слом устаревшей экономической модели. Только после этого можно было рассчитывать на: а) ликвидацию массовой безграмотности; б) массовое книгопечатание; в) наличие времени у рабочего и крестьянина на саморазвитие. В те времена стихи разучивались и передавались из уст в уста, либо же распространялись на общественных выступлениях.
Поэты и творческие личности именно такие, каким был Владимир Владимирович: спорные, неоднозначные, вызывающие одновременно отвращение и восхищение. Такие люди всегда неудобные. Одной стороной они вот прям идеально подходят(удобны), а другая портит картину. И всё же, каждого времени свои герои. Не выборная власть решает, кто будет выражать чаяния народа. Именно поэтому советская власть на заре своего возникновения совершенно спокойно воспринимала вольности Владимира Маяковского, более того, история знает трагические примеры того, как выбранный путь коммунизма оборачивался крахом, когда революционное руководство слишком рьяно отсекало традиции, пусть, уже и выродившиеся в архаизм. Конец 10-ых и начало 20-ых годов двадцатого века — время очень интересное, прежде всего тем, что когда читаешь бытописательство современников становится многое понятным. Развеиваются мифы, коих было столько создано за последнее время, что вряд ли получится объективно оценить бурные времена тех лет.
Для творцов типа Маяковского, поддержка со стороны народа и государства это одновременно благо, позволяющее быть сытым даже в самую худую годину, и губительная сила, ведь она ввергает творческую, неустойчивую личность в пучину соблазнов. Иметь с народом сонастроенную струну — одно, а вот обладать железной волей — другое. К концу творческого пути Маяковский практически лишился поддержки. Возможно, потому что утерял то самое чувство сопричастия с народом, а может загубил чувствительность души. Не вынеся тяжести переживаний в личной жизни, а так же на фронте пролетарской борьбы — Владимир Маяковский застрелился. Но остался жив в стихах, поэмах и фильмах.