Реклама как оружие капитализма: манипуляции сознанием и потреблением
Это одна из причин, почему у нас могут возникать проблемы с памятью, почему у нас может видоизменяться время реагирования (как в сторону замедления, так и в сторону ускорения) и почему мы можем испытывать переутомление.
Во-вторых, реклама откладывает «личинки» в нашем бессознательном. Сей гадкий образ навеян опытом многих: вспомните, когда в последний раз вы покупали товар, потому что он выглядит знакомо. Вы могли не помнить, где и когда вы видели и слышали об этом товаре, но что-то в нём привлекает ваше внимание, кажется не просто знакомым, но близким, уютным, чуть ли не родным. Подобного ассоциативного влияния стремятся достичь все компании-производители без исключения.
Мы не становимся зомби с промытыми мозгами оттого, что насмотрелись рекламы, но часто наше отношение к товару начинает формироваться задолго до того, как мы начинаем этим товаром пользоваться. Миф о том, что рекламщики используют 25-ый кадр был развенчан, как и многие другие слухи, распущенные Вэнсом Паккардом (его книга «Тайные манипуляторы» в 1950-е годы была сенсацией) и другими подобными оппортунистами от психологии, однако, негативное влияние рекламы на нас очевидно.
«Засорение» нашего бессознательного чревато. Проблемы с памятью и вниманием беспокоят всё больше людей. Дезадаптивные защитные механизмы (эскапизм в разных формах: игромания, шопоголизм, злоупотребление психоактивными веществами и т. д.) становятся всё более распространены. Мы перегружены бессмысленной информацией, переутомлены, раздражительны. Мы будто видим мир через туманную плёнку: повсюду вокруг нас пляшут мириады ярких образов, льются реки соблазнительных речей, маячат островки заманчивых предложений. Мы путаемся, теряем нить разговора с близкими всё чаще и чаще.
Машина капиталистической пропаганды скрежеща снова и снова запускает проржавевшие механизмы. Реклама, как пение уродливых сирен – издалека неясное, а вблизи – опасное, звучит, как приветственный клич машины переработки на сверхприбыль. Эта песнь лезет к нам в голову, опутывая словно паутиной наш уставший мозг.
Реклама не несёт в себе большой угрозы для ясного и отдохнувшего ума. Однако мало кто из нас в современном капиталистическом мире может таковым похвастаться. Реклама прямо и косвенно толкает нас на всё большее и большее участие в вакханалии сверхпотребления, манипулируя нашими базовыми инстинктами и эмоциями, обманывая нас обещаниями облегчения, радости и утешения.
В мире капитала нет места истинному утешению. Нет облегчения и радость эфемерна. Лишь бег за химерой, иллюзией жизни всем нам, обманутым, оставлен.
Реклама – трезубец капиталистического Посейдона. Им он мутит воду, волнует океан, призывает шторм. И им же он пронзает нас, как мелких рыбёшек, и бросает наши тухлые от бессмысленной жизни тельца на опустошённые земли перед дворцами наших повелителей-монополий.
Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта
Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы/ Қызыл Отау