Stand up-забастовка профсоюза UAW. Развитие забастовочной мысли в США
Stand up-забастовка профсоюза UAW. Развитие забастовочной мысли в США
Работники автомобильной промышленности США объявили забастовку, призывая «встать» всех рабочих.
На этот раз «Объединение автомобильных рабочих» задействовало новый метод «стоячей забастовки». Шаг за шагом они приостанавливают работу отдельных заводов, чтобы вносить смятение в производственные процессы «Большой тройки».
«Это решающий момент для нашего поколения», – заявил президент United Auto Workers Шон Фейн менее чем за два часа до того, как его профсоюз впервые в истории нанёс одновременный удар по всем трем крупнейшим автопроизводителям США. «Деньги у них есть, наше дело правое, весь мир смотрит, и UAW__[1]__ готов встать!».
В ночь на 14-е сентября 13 из 146 тысяч членов UAW, работников трех сборочных заводов – в Мичигане, Огайо и Миссури, покинули рабочие места. Эта частичная забастовка, способная перерасти во всеобщую, если не будет достигнуто соглашение.
UAW описывает забастовку как «ответ нашего поколения движению рабочих, создавшему наш профсоюз в 1937 г., в процессе сидячих забастовок», ссылаясь на воинственную историю UAW в 30-х и 40-х гг. Тогда профсоюз установил высокий стандарт для всего рабочего класса США, отвоевав такое требование как COLA (Cost-of-living adjustment, индексация зарплат, привязанная к индексу потребительских цен).
Окунемся в историю
Сидячая забастовка 1936-37 гг. во Флинте, также известная как великая сидячая забастовка General Motors, была событием, превратившим UAW из группы изолированных местных профсоюзов на периферии отрасли в крупный профсоюз и ставшим причиной объединения рабочих автомобильной промышленности.
Профсоюз UAW был основан в 1935 г. и провел первый съезд в 1936 г. Стало ясно, что, сконцентрировав как раньше внимание только на мелких заводах, профсоюз не просуществует долго. Началась тщательная подготовка и выбор предприятий для проведения забастовок. Идеальными целями стали два завода GM, производившие детали для кузовов автомобилей: один во Флинте (детали для Buicks, Pontiacs и Oldsmobiles), другой в Кливленде (детали для Chevrolet). Остановка работы на этих двух заводах могла нанести наибольший экономический ущерб владельцам предприятий.
По плану забастовка должна была начаться после Нового года, однако неожиданные события вынудили UAW ускориться. 28 декабря 1936 г. рабочие в Кливленде объявили забастовку из-за увольнения двух рабочих с конвейера. UAW немедленно объявил, что не будет урегулировать забастовку в Кливленде, пока не достигнет национального соглашения с GM, распространяющегося на все заводы компании.
30 декабря в 8:00 профсоюз узнал, что GM планирует вывезти детали с завода во Флинте, а к обеду было созвано собрание членов профсоюза и принято решение занять завод. Началась сидячая забастовка.
В ходе обычной забастовки члены профсоюза покидают завод и устанавливают линию пикета, чтобы препятствовать входу других сотрудников, тем самым останавливая работу предприятия. В ходе же сидячей забастовки рабочие остаются в цехах, не допуская на территорию никого, включая руководство. Оставаясь в стенах фабрики, а не пикетируя за ее пределами, бастующие рабочие не допускали штрейкбрехеров на свои рабочие места, препятствуя возобновлению производства. Поддерживать боевой дух участников сидячей забастовки легче, чем во время обычной забастовки: в стенах завода бастующие защищены от внешнего давления, враждебности общества и погодных условий.
Так в чем же разница?
Давайте сравним сидячую забастовку и новый вид забастовки «stand up», а в результате решим, продвинулась ли забастовочная мысль, или это всё те же старые рабочие методы, только в новой упаковке?
Думаю, будет важным сделать замечание, что, являясь в некоторой степени очевидцами сегодняшних забастовок в США, мы знаем о причинах, событиях и участниках много меньше, чем о том, что происходило почти 90 лет назад. Судить об эффективности stand up-забастовки мы сможем только спустя некоторое время. Первые выводы будут сделаны, как минимум, после ее завершения.
Первое отличие, которое бросается в глаза, кроется в самом названии – вместо забастовки «сидя», имеем забастовку «стоя». Так в чем же суть нового метода? Если во время сидячей забастовки рабочие остаются на своих местах, то stand up-забастовка предлагает участникам встать и покинуть рабочее место. Но как же участники такой забастовки справляются с штрейкбрехерами? Ведь когда рабочие покинут завод, их место займут другие наёмники, сводя забастовку на нет!
Действительно, это самый спорный момент. Конечно, любой завод из «Большой тройки» в любой момент может стать следующим в череде забастовок, и быстро заменить ушедших с работы не получится. Но, ресурсы компаний позволяют ждать, чего не скажешь об ограниченном бюджете профсоюза, который иссякает тем быстрее, чем больше работников задействованы в забастовке. Ведь потеря части рабочего персонала не приводит к полной остановке производства.
Делаем вывод, что в настоящий момент «сидячая» забастовка с блокированием рабочих мест и полной остановкой производства выглядит эффективнее.
Игра в «кошки-мышки»
Ещё одно отличие мы видим в подходе к организации забастовочного движения. Если к сидячим забастовкам присоединялись другие заводы (благодаря солидарности и договоренностям достигнутым заранее между отдельными профсоюзами), то для stand up-забастовки справедливо сказать, что весь профсоюз в ожидании и готов подключиться в любой момент. Стратегия пошаговой забастовки заставляет корпорации мучаться в догадках, где будет нанесён следующий удар, и корпорации, вполне предсказуемо, ошибаются в предположениях. В век развитых информационных технологий такой метод имеет ряд преимуществ: обмен информацией сейчас во много раз быстрее и это нужно использовать.
Рабочие «Большой тройки» сообщают, что их руководство зачастую получает ложные данные о том, что именно их заводы станут следующей целью забастовки.
«Форд забирает все готовые двигатели с завода, на котором я работаю, вызывая сотни грузовиков, чтобы доставить эти двигатели в конечный пункт назначения, потому что мой завод был указан в каком-то списке как вероятная цель, но всё это было напрасно», – написал автомеханик Ford Эрих Оккули в Твиттере.
«Прекрасно!!! Это лучше, чем просмотр сериала с увлекательным сюжетом… Не могу дождаться, следующих серий!!! Могу поспорить, что управленцы чешут затылки, говоря: «ЧЗХ?????».
Сотрудник General Motors Дэнни Брэгг из Спринг-Хилл, штат Теннесси, прокомментировал этот пост: «У нас было также. Сегодня они отправили 14 грузовиков с двигателями в Вэнтсвилл, думая, что Спринг-Хилл станет целью, а теперь направили их обратно для разгрузки, потому что в Вэнтсвилле разгружать было уже некому. Блестящая стратегия по «сливу» ложных целей».
Данный пример иллюстрирует гибкость современного забастовочного движения. Мы видим, что используя скорость обмена информацией и держа руку на пульсе, можно добиваться большего экономического ущерба для компаний меньшими средствами, подталкивая владельцев к мысли, что выполнить условия профсоюза выгоднее, чем сопротивляться им.
Бей в барабан! Им не нравится грохот!
Немаловажным фактором успешности забастовки является шумиха, которую можно поднять в средствах массовой информации. Кроме экономических компании несут репутационные потери, все большее количество людей убеждаются в действенности методов, а также в том, что объединенные рабочие сильнее одиночек. Глупо будет сравнивать количество упоминаний о забастовке в 1930-х и сейчас, поэтому обратим внимание на причины, побуждающие СМИ писать о забастовках.
К примеру, к забастовке присоединяется еще один завод. Местная газета напишет об этом на первой полосе как о неслыханном ранее событии, так как к данной теме большая часть читателей не останется равнодушна. Действительно, если не они, так их родные и знакомые окажутся участниками забастовки. Крупные же издания будут регулярно писать о забастовке, чтобы держать своих читателей в курсе об общем количестве бастующих, о приросте числа бастующих заводов за неделю. Таким образом, постоянное увеличение массы бастующих позволит месяцами не исчезать из новостной повестки.