Кризис женщин в Казахстане: как общество откатывается к прежним устоям
После окончания социалистического периода истории Казахстана, когда были сделаны реальные шаги к тому, чтобы женщина любой национальности и в любом уголке страны имела доступ к образованию, здравоохранению, работе, была экономически независима от семьи и не связана узами устаревших традиций и культурных ожиданий, наше общество снова откатывается в прошлое. В очередной раз назревает так называемый «женский вопрос». Грозит осложнением социальная болезнь, решить которую капитализм не в силах — только усугубить. В преддверии главного женского праздника мы разберём насущные проблемы, а после попробуем спрогнозировать, какие перспективы ожидают вторую половину человечества в будущем.
Рождается новый человек, и судьба преподносит первое разочарование – это девочка. В Казахстане традиционно ждут первенца мальчика, а лучше, чтобы мальчиком был и второй, и третий ребёнок. Девочки второй сорт. Они получают значительно больше критики в свой адрес, а их поведение ограничивается значительно большим количеством запретов. На психику девочки оказывается нездоровое давление, семья и общество внушают свои представления о том, какой ей положено быть, а какой нет. Став матерью, она и сама будет воспроизводить ущербную программу воспитания. Девочки, которые от природы имеют более сильный характер, получают ещё больше шишек и лишаются семейной поддержки.
Следующее бремя — навязчивое требование родить уже своих детей. У молодых людей, только вступающих во взрослую жизнь, в головах уже крепко сидит правило, что нужно скорее, до тридцати лет, родить хотя бы первого, а лучше выполнить программу «три и больше». Государство не отстаёт и предлагает льготы для многодетных семей. Это прекрасно со всех точек зрения, только не стоит забывать, что с проблемами воспитания детей женщина часто остается один на один, и уж почти наверняка на несколько лет выбывает из профессиональной жизни.
Среднестатистическая казахстанская семья, где родилась наша девочка, является малообеспеченной, и весьма вероятно, что ещё и неполной (где из родителей есть только мать). В силу низкого уровня общего образования (единственного доступного для бедных), культурного упадка последних тридцати лет и снова укоренившихся в обществе архаизмов, такая девочка имеет мало шансов получить здоровое воспитание и качественное образование. Ей затруднен путь к высшему образованию, и вне зависимости от способностей ее вероятный путь – это колледжи и ПТУ. Опять отметим: и это неплохо, если бы не разрушение всей системы среднего образования, и низкая оплата труда малоквалифицированного работника в будущем.
Но беды простой казахстанской девушки на этом не заканчиваются. Следующая проблема больше характерна для южных регионов, но встречается и в остальных: детская беременность и неофициальный брак до совершеннолетия. Практически единственный путь самореализации для этих несчастных девушек — быть выданной замуж при достижении условного возраста «когда уже можно». А это крайне униженное положение (уже не говоря о фактическом сексуальном насилии) в семье, обслуживание мужа, его матери (главной женщины в доме) и прочих родственников. Такая «молодая жена» не имеет права даже лишний раз открыть рот, а за обеденным столом с гостями ест последней. То, что, казалось бы, было изжито при советской власти, снова отравляет судьбы казахстанских женщин.
С пропагандой феминизма и равноправия тоже не всё просто, даже если забыть о призрачности самой возможности вести её массово, донося до самых отсталых регионов страны и дальних аулов. Возможно, вы знаете, что сейчас в англоязычном информационном поле левое движение ассоциируется, в том числе, с борьбой за права женщин (в современной трактовке феминизма) и права ЛГБТ-меньшинств. Это, безусловно, дискредитирует движение как таковое, а также отстаивание прав женщин в частности.