Врожденные механизмы предотвращения инцеста у людей: наследие и культура
Существует ли у людей, наряду с культурными установками, врожденные механизмы препятствования инцесту?
Известно, что кровосмешение приводит к значительному росту вероятности рождения ребенка с серьезными генетическими заболеваниями. Также доказано, что у тех животных, у которых инцест приводит к отрицательным последствиям, имеются врожденные установки, которые ему препятствуют: миграция потомства в другие стаи подальше от родных, различение родственников по запаху и внешнему виду и так далее. Но есть ли что-то подобное у человеческого рода?
❗️Данная публикация предложена нашим читателем. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Редакция не несёт ответственности за достоверность информации, приводимой автором.❗️
В 1891 году Эдвард Вестермарк предложил описание механизма защиты от инцеста у людей: его гипотеза гласила, что взросление рядом с лицом противоположного пола приводит к негативному отношению к идее сексуальных отношений с этим человеком. Такая установка могла возникнуть в результате многократного естественного отбора в ситуациях, в которых растущие вместе дети являются биологическими братьями и сестрами. [1]
Подтверждением гипотезы Вестермарка стали израильские «кибуцы» (агрикультурные общины, основанные в начале 20 века): мальчики и девочки росли совместно от самого младенчества до подросткового возраста, входя в группу из 6-8 детей одного возраста. Хотя не существовало запрета на браки между детьми из одной и той же группы, Мелфорд Спиро в 1958 году не нашел этому ни одного брака, равно как и ни одного случая половой связи между детьми, с детства растущими в одной группе. [2] Еще одним подтверждением гипотезы стали китайские браки «симпуа» (при таком типе брака семья берет к себе маленькую девочку, чтобы потом она стала женой их сына). Группа учёных в 1980 году выяснила, что дети, растущие в таких условиях, позже испытывают ненависть и отвращение к идее брака или интимной близости друг с другом. [3]
Похожая ситуация наблюдается и у многих других приматов: Ф. Муррей и И. Смит отмечают, что в группе бурых макак отсутствуют спаривания между братьями и сестрами. Предполагается, что тесные контакты между особями в период их социального развития подавляют половое влечение между ними уже во взрослом состоянии. Также известны случаи, например, у японских макак, когда отец проявлял постоянную заботу о дочери до её четырехлетнего возраста, затем их дружелюбные контакты продолжались, но отец и дочь никогда не выбирали друг друга в качестве сексуальных партнеров. По-видимому, это тоже происходит из-за тесного контакта на протяжении периода социального развития дочери. [4]
Это даёт основания предположить, что подобные механизмы существовали и у представителей рода Homo с самого его зарождения. В таком случае, никакого промискуитета в его стандартном понимании (полностью беспорядочные половые отношения) в первобытном стаде (праобщине) не существовало: отсутствие половых связей между совместно выросшими людьми автоматически приводит к экзогамии (заключение брака за пределами определённой группы) коллектива, будь то большая семья, локальная группа или род. Древнейшие человеческие коллективы были невелики по размерам, а воспитание детей в них носило общественный характер, поэтому те, кто родился в одном коллективе и рос вместе, также не проявляли полового тяготения друг к другу. Иными словами, в праобщинах людей врожденные механизмы, затруднявшие инцест, действовали расширительно, предотвращая не только инцест, но и любые половые связи внутри праобщины, превращая её тем самым в локально-экзогамный коллектив и облегчая его дальнейшее развитие уже под воздействием социокультурных факторов в родовую общину.