Миф о «королеве пособий»: как история Линды Тейлор повлияла на политику Рональда Рейгана
История мошенницы Линды Тейлор, провернувшей в 70-е не одну аферу, занимаясь мошенническим получением государственных пособий, а также другими видами жульничества, активно использовалась Рональдом Рейганом (на тот момент кандидатом в президенты) как аргумент против политики так называемого социального государства (welfare state).
Хотя Марта Луис Уайт (настоящее имя Линды Тейлор) была осуждена лишь за хищение 8000 долларов (из-за трудностей доказательства некоторых её мошеннических схем), кандидат Рейган утверждал, не называя имён, но явно указывая на Тейлор, что она украла 150 000 долларов, а затем и вовсе преувеличил сумму до 1 000 000 долларов. Её история стала основой для мифа о так называемой «королеве пособий» (англ. welfare queen) — живущей на иждивении государства приспособленке, которая нарочно не ищет работу, потому что ленивая и аморальная.
В первую очередь, тактики отвлечения внимания типа «разделяй и властвуй» используются краснобаями-консерваторами для того, чтобы их аудитория в порыве праведного гнева начала возмущаться «фактам» и несуществующей статистике, на которую нередко туманно ссылаются нечистоплотные политиканы. В своей истории о «цветной женщине-мошеннице, распоряжавшейся деньгами налогоплательщиков как ей заблагорассудится» и «позволившем этому случиться чрезмерно добросердечном либеральном правительстве» Рейган отлично знал, с кем имеет дело, и как выставить историю таким образом, чтобы поиметь максимальный эффект.
Цели ораторов-консерваторов: вызвать сильные базовые чувства, такие как гнев и страх; желательно, чтобы у аудитории отключилась префронтальная кора головного мозга, дабы люди принимали дальнейшие решения максимально импульсивно. Для этого республиканские пустословы готовы преувеличивать до уровня абсурда, беря в оборот единичный случай, прецедент, раздувая его до уровня чуть ли не «заговора иждивенцев».
Более того, глядя на подобные дезинформирующие высказывания кандидата Рейгана, мы видим отображение «классических» республиканских ценностей: ненависть к бедным, не белым, женщинам, инвалидам, а также маргинализированным прослойкам общества… Доктрины республиканской партии США, консерваторов, предположительно основываются на вольных интерпретациях библейских афоризмов, в частности, приписываемой апостолу Павлу фразы, ставшей поговоркой: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».
К тем, кто не хочет работать, республиканцы в основном причисляют рабочих, ущемлённых в правах из-за отсутствия должной защиты их прав. Тут стоит заметить, что другими республиканскими догмами и суевериями являются: вера в свободный рынок, страх перед «большим правительством», борьба с профсоюзами и стремление к понижению налогов.
То есть незащищённый американский рабочий при хаосе нерегулируемого рынка и без профсоюзной поддержки, без поддержки со стороны государства, без должного доступа к образованию и здравоохранению, по мнению республиканцев, должен быть счастлив, так как он свободен выбирать.
А когда рабочему внезапно не хватает средств к существованию, его тут же окружают басни и мифы американского консервативного фольклора: о том, как он недостаточно старается; о том, как он сам виноват, потому что вместо того чтобы отложить копеечку на чёрный день, он предпочёл выпить кружку пива или купить себе какую-нибудь побрякушку. Сонм обвинителей, глашатаев республиканской морали, вопит ему о том, что тунеядство — грех, и бедность от греховности. Строгая экономия и стремление к богатству любым путём — благо.
Как нам тут не вспомнить рассуждения Маркса о двух сторонах капиталистического идеологического морализаторства: чрезмерной бережливости с одной стороны и неуёмной любви к роскоши — с другой (Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. К. Маркс, Ф. Энгельс. Из ранних произведений. С. 602-604).
И всё бы ничего, но почему консервативные морализаторы распространяют свою строгость лишь на рабочих, а не на толстосумов, просиживающих штаны в кожаных креслах на заседаниях инвесторов? Ах да, толстосумы же заслужили, они же работали так усердно, что сумели каким-то невероятным образом за несколько лет сколотить такое состояние, что рабочему и не вообразить!.. В гараже, из кое-чего и палок слепили и заработали, да, мы слышали. Но слепить почему-то получается не у всех, а у 1% человечества: остальные, видимо, «бракованные», они должны умирать в конкуренции за базовые ресурсы, вот такой буржуазный «гуманизм».
Для поддержания своей мифологии республиканские лидеры, соответственно, используют любые подходящие и не очень истории. История Линды Тейлор пересказывалась кандидатом Рейганом с целью показать «ужасы социального государства» (пример он брал почему-то из по уши капиталистической Америки, ни разу не социальной), показав, как «социалисты» от демократической партии США разбрасываются денежками налогоплательщиков. Иронично, что Рейган был профсоюзником во времена своего бытия актером и выступал против расизма и фашизма в начале своей политической карьеры.
К сожалению, истории, подобные преувеличенной Рейганом истории Линды Тейлор, до сих пор сохраняют свою актуальность. Нередко среди людей множества стран, включая и нашу, мы наталкиваемся на обывательский анализ происшествий через как раз таки консервативную, республиканскую и неолиберальную линзу. Хотя мы, казалось бы, далеки от потомков убийц народов и рабовладельцев, тем не менее, идеологическая зараза давно уже проникла в наш обиход: через фильмы, книги, мемы и всю ту медийную мишуру, которую мало какая нервная система способна отфильтровать.
И мы вторим ворам и лгунам, наивно полагая, что усердная работа защитит нас от сумы да тюрьмы. Увы и ах, как бы «правильно» мы всё ни делали — когда миром заправляют невидимые руки рынка, мы всё так же словно играем в русскую рулетку, одновременно катаясь на американских горках стоя и без страховки. В следующий раз, когда у вас возникнет желание разозлиться на очередного мошенника, чью историю раздувают в СМИ, задумайтесь о главных мошенниках нашего поколения: о тех, кто узурпировал народные богатства и отнял у нас всех возможность самореализоваться, а кого-то уже толкнул на преступления. Направить свой гнев в нужное русло — всенепременная задача для любого, кому небезразлична судьба своих детей и человечества, среди которого этим детям жить.
Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы / Қызыл Отау Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта