Необычная книга о Ленине: «Опыт Ленина» Василия Шульгина
Салем достар! Сегодня мы предлагаем вашему вниманию не совсем обычную для нашего паблика книгу «Опыт Ленина», написанную Василием Витальевичем Шульгиным (1878-1976).
Для людей погружённых в историю Февральской революции и белоэмигрантского движения, Шульгин не нуждается в представлении. Для тех же, кто раньше не слышал о нём, Шульгина можно кратко охарактеризовать, как русского националиста, монархиста и основоположника идеологии русского фашизма, в которой он, правда, впоследствии разочаровался.
До революции он как помещик от Волынской губернии избирался сначала во II, а позже в III и IV Думы, и кроме прочего вошёл в историю тем, что вместе с А. И. Гучковым во Пскове принял отречение Николая II.
После поражения Белых в Гражданской войне, Шульгин бежал из России. Занимаясь журналистской деятельностью, проживал в Болгарии,Чехословакии, Берлине и Париже пока не остановился в Югославии, где и был арестован Советскими войсками в 1944 году. После чего был перевезён в СССР и осужден на 25 лет. В 1956 году Шульгин был амнистирован и остаток жизни проживал во Владимире и Владимирской области.
Тем не менее, личность Василия Шульгина не столь однозначна, как может показаться на первый взгляд. Кажется вполне закономерным, что коммунисты видели в нём противника. Однако и среди либералов, монархистов, националистов было немало осуждавших его.
Либеральный писатель В. П. Ерашов в аннотации к своему «роману-размышлению» «Парадоксы В. В. Шульгина», вышедшему в 2004 году, дал ему такие оценки как: «Ярый монархист, он принимал из рук Николая II акт отречения от престола. Убеждённый антисемит — защищал евреев от погромов и преследований. Махровый русофил — ненавидел и презирал свой народ. Идеолог „Белого движения“ — развенчивал его. Враг большевиков — не поднял на них оружие».
Сам же Шульгин в книге «Опыт Ленина», написанной им после освобождения в 1958 году, писал: «Старик, который на склоне лет думает так же, как и в начале своей жизни, или большой мудрец, или нечто совсем противоположное».
Впрочем не стоит считать, что на старости лет, оказавшись в Советском Союзе, он отказался от своих убеждений в угоду властям или стал страдать слабоумием. Оставаясь по своему патриотом России он не мог не признать несомненных успехов в развитии страны достигнутых коммунистами в ходе реализации «опыта Ленина».
Шульгин признавал, что опыт Ленина был неизбежен, и белые виновны, что не поняли этого. И тем не менее он всё равно не хотел бы, чтобы этот эксперимент произошёл: «Но для того, чтобы человечество могло жить, опыт должен был быть сделан. Мы, Белые, этого не поняли. Если бы поняли, то не противились бы ему, то есть опыту Ленина. Я присутствовал при самом зарождении “Опыта Ленина”. Я не давал согласия, чтобы моя родина была положена на стол экспериментатора. Я знал, что операция будет мучительна и никакие анестезирующие средства не помогут. Поэтому я боролся всеми силами против операторов. И даже перестав уже активно бороться, я остался враждебен “Опыту Ленина”. И так длилось примерно сорок лет. По истечении сорока лет вражда утихла. И обстоятельства повернулись так, что у меня появилось смутное желание как-то включиться в опыт; как-то приладиться к делу, которое делает моя родина».
В предлагаемой вниманию читателей книге, Шульгин попытался осмыслить результаты социального, политического и экономического строительства, начавшегося в России после 1917 года. Значение этой книги в том, что, не предполагая, что её смогут читать его современники, Шульгин постарался описать советскую историю глазами человека XIX века, видевшего и помнящего «царскую Россию», в которой он играл значительную политическую роль.
В отличие от эмигрантов, которые знали о советской жизни только понаслышке, Шульгин наблюдал развитие советского общества изнутри. Нельзя сказать, что он беспристрастно оценивает опыт коммунистического строительства в СССР, однако многие его замечания не лишены оснований.
Хотя, некоторым людям показалось, что «опыт Ленина» завершился с распадом Советского Союза, но не о таком конце опыта думал Шульгин. «Отношение ко всему происходящему сейчас в мире должно определяться тем, чего надо желать: беспрепятственного продолжения опыта Ленина или его насильственного прекращения. Я твердо стою за продолжение опыта с тем, чтобы довести его до конца. Великие страдания русского народа к этому обязывают. Пережить все, что пережито, и не достичь цели? Все жертвы, значит, насмарку?».
Шульгин в своей книге предупреждал о том, что если не довести начатый опыт до логического завершения, это может привести к ужасным последствиям, например, захвату власти бандитами: «Мне кажется, что где дрогнет, при каких-нибудь обстоятельствах, Аппарат принуждения, там сейчас же жизнью овладеют бандиты. Ведь они единственные, что объединены, остальные, как песок, разрознены. И можно себе представить, что наделают эти объединенные “воры”, пока честные объединяются».
Предсказывал Шульгин и расцвет национализма: «В минуту какого-нибудь ослабления центра, всякие народности, вошедшие в союз Российской империи, а затем унаследованные СССР, будут подхвачены смерчем запоздалого национализма». Как мы сейчас видим всё это и произошло, вместе с насильственным прерыванием «опыта Ленина». Однако как могла случится такая мировая трагедия – это непростой вопрос. Возможно, полвека назад стоило более внимательно отнестись к советам седого деда.
В целом несмотря на прошедшие годы, книга Шульгина по прежнему остаётся актуальной. Разумеется, как апологеты Советского Союза, так и его противники во многом могут не согласится с автором, но и те и другие наверняка найдут в этой книге пищу для размышлений.
Подписаться | Чат | Анкета
Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы / Қызыл Отау Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта
#Книги