Фельдшеры скорой помощи Астаны требуют улучшения условий труда и повышения зарплаты
Фельдшеры скорой помощи Астаны, недовольные вопиющими нарушениями условий труда и низкой заработной платой, в свой выходной требуют от руководства публично пообещать решить все серьёзные проблемы, накопившиеся за несколько лет.
Как говорят сами работники фельдшерской службы, они уже много раз выражали недовольство руководству в связи с большой нагрузкой в рабочие сутки и низкой заработной платой. Они работают 14 часов в сутки, выполняя в день 25 выездов различной степени сложности и срочности, а их доход составляет сумму меньшую, чем 200 тыс. тенге!
Как сообщается в СМИ: «Это в разы ниже средней зарплаты в стране. Кроме того, медики с высшим образованием считают это несправедливым, ведь они зарабатывают существенно меньше, чем водители. Даже уборщица в столице получает зарплату выше 250 000 тенге».
Как говорит фельдшер Абай Избай: «Водители получают 310 тысяч тенге. Но мы годами учились, чтобы спасать пациентов. Вся нагрузка и ответственность лежат на наших плечах. Я считаю, что фельдшеры должны зарабатывать не меньше, чем водители. Но они едва сводят концы с концами. Все приезжие ипотеки оплачивают. Содержать семью на такую зарплату не получается. Мы вынуждены брать кредиты».
Иначе говоря, фельдшеры, которые отучились в ВУЗах или колледжах и от которых во много зависит жизнь и здоровье всех казахстанцев, теперь после кропотливой учёбы перерабатывают, рискуют своим физическим и психическим здоровьем. При этом их зарплаты одни из самых низких в стране.
Для того чтобы нормально жить и иметь нормальный уровень потребления, они вынуждены брать кредиты. Но ни для кого не секрет, что кредит — лишь временная мера решения проблем, только усугубляющая положение трудящихся в будущем.
А непонимание сущности противоречий между трудящимися и эксплуататорами, приводит к тому, что фельдшеры завидуют своим коллегам — водителям. Хотя сами водители добились такой зарплаты (прямо, скажем, тоже довольно скромной) забастовкой, о чём мы расскажем далее.
Как заявляет заместитель главного врача по медицинский части Бота Садетхан: «После забастовок водителей мы подняли им зарплату. В марте они впервые получили повышенную заработную плату. Теперь будем рассматривать вопрос повышения зарплаты для фельдшеров. Если это соответствует законодательству, то мы будем рады также повысить их заработную плату».
Вторая проблема, по словам фельдшеров, — нехватка транспорта. Многие машины выходят из строя, и ремонт не производится своевременно. В результате техника быстро ломается. Из 120 положенных машин на линии работают всего 65. Это становится причиной многочасовых задержек, что является опасным для пациентов.
Как говорит о ситуации фельдшер Абай Толеген: «Задержки очень большие. Например, вызов поступает на пульт в шесть часов вечера, а нам передают его только в час ночи. Мы приезжаем с восьмичасовым опозданием. Из-за этого пациенты встречают нас агрессивно, иногда нападают. Их можно понять. К нашему приезду женщины рожают, тяжёлые пациенты умирают. Но в большинстве случаев люди сами добираются в больницу. В последнее время мы вынуждены ездить на обычном легковом транспорте. Тендер выиграл таксопарк. И если пациенту станет плохо — там нет места, куда его положить».
Проблему с нехваткой автотранспорта тоже обещают решить в течение года. Эту функцию планируют передать третьей компании в рамках ГЧП. Вот что говорит руководитель Управления общественного здоровья г. Астаны Алия Рустемова по поводу этого «эффективного» проекта: «Ситуация с автотранспортом очень сложная. Однако этот вопрос находится под контролем акима города. Разработан план мероприятий для восстановления транспортного парка. Мы заключили договор с СТО о ремонте. Раньше мы проводили ремонт здесь. Начиная с 2021 года, они решили проводить ремонт у себя, что привело к проблемам с запчастями и ремонтом. Кроме того, наши автомобили попадают в ДТП. Поэтому сейчас мы работаем над проектом ГЧП. Это означает, что скорая помощь будет заниматься только медицинским обслуживанием пациентов, а весь автопарк, включая ремонт и водителей, будет передан организации, которую будет поддерживать акимат. Они будут обслуживать и поставлять ежедневно 100 машин. Наша задача — обеспечить условия для фельдшеров и оказать помощь пациентам».
Если вы, уважаемые читатели, не совсем поняли схему данного проекта, то объясним ещё раз. Теперь, вместо того, чтобы оперативно чинить технику внутри автопарка самой больницы и обеспечить этот автопарк необходимыми специалистами и средствами, «управление общественного здоровья» заключило договор о ремонте техники с СТО.
Конечно, у автопарка возникли проблемы из-за отсутствия средств (а, вернее, необходимого количества средств из бюджета), и сейчас он не может самостоятельно решить проблему с починкой техники. Но представьте такую ситуацию: стоят 34 машины скорой помощи на СТО, из них половина уже готова к работе, а вторая — на ремонте. Смогут ли они оперативно среагировать, например, на массовое ЧП, когда СТО не находится в прямой близости к больницам, поликлиникам, другим объектам, из которых нужно срочно забрать фельдшеров, врачей и оборудование? Конечно же, нет. Начнутся задержки.
Но мало нашим больницам частных СТО и таксопарков, которые выигрывают тендера на перевозку врачей и больных, так ещё и все водители и весь ремонт будет передан организации, которую «будет поддерживать акимат». Какого рода поддержка? Будет ли налажен нормальный надзор над данной организацией? Как теперь будут урегулироваться трудовые споры (которые будут напрямую влиять на смертность населения)? Сможет ли работодатель новой ГЧП оплачивать ремонт, зарплату, устроить нормальные условия труда и при этом не польститься на средства, которые можно сэкономить?
Да и цифра в 100 машин ежедневно, которые частная компания должна починить и ввести в строй, звучит неправдоподобно. Остаются также многие другие нерегулируемые вопросы, например, как частное лицо будет быстро и эффективно внедрять в свои машины новое оборудование? Но волнуют ли они «эффективных» менеджеров?
Будут ли решены проблемы как фельдшеров, так и водителей? Если и будут, то не скоро и не так эффективно. Данная борьба фельдшеров за свои права и интересы примечательна также тем, что вместо того, чтобы двум коллегам — водителям и фельдшерам, которые каждый день вместе спасают людей, объединить усилия по защите не только своих законных прав и интересов, но и здоровья всего народа Казахстана, они порознь защищают интересы своих групп отдельно.
Они недовольны большей зарплатой друг друга. Они, безусловно, видят источник их общих бед — жадность и некомпетентность их же руководства. Но при этом не стремятся создать единое движение по защите своих общих прав и интересов. Но если фельдшеры и водители смогут защитить себя совместно, то, соответственно, и сам работодатель будет думать, стоит ли отбирать у какой-либо части этого профессионального союза нормальные условия труда. Только действуя вместе, они смогут потребовать и нормальной заработной платы, и нормальных условий труда, не боясь, что кого-либо из них завтра уволят или начнут мешать нормально работать.
Уважаемые товарищи трудящиеся! Не бойтесь защищать свои законные права и интересы! Кроме вас их никто защитить не может! Имейте контакты и связи со своими коллегами, общайтесь, делитесь проблемами, создавайте совместные инициативы. Тогда и только тогда работодатель поймёт, что его желание получить пару-тройку миллионов или миллиардов за счёт трудящихся, приведёт его к ещё большим убыткам. Ойланыңыз және әрекет етіңіз жолдас.
Подписаться | Чат | Анкета
Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы / Қызыл Отау Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта
#Новости