Автопром Казахстана: приватизация доходов, национализация расходов.
Автопром Казахстана: приватизация доходов, национализация расходов.
Недавнее расследование системы государственных тендеров в Казахстане выявило тревожную картину системной коррупции, при которой олигархи получают выгоду за счёт трудящихся. Эта история не просто о запланированном устаревании; она раскрывает преднамеренную схему направления государственных средств в карманы немногих избранных, микромир капиталистической коррупции, примеры которого простирается далеко за пределы Казахстана.
Год за годом «Управление городской мобильности Алматы» закупает сотни автобусов для ТОО «Алматыэлектротранс», городской компании общественного транспорта. Хотя технически за эти выгодные контракты борются несколько компаний, «победители» почти всегда одни и те же: частная QazTechna и Hyundai Trans Auto (далее HTA). И это несмотря на то, что более 1500 относительно новых автобусов, приобретенных на государственные средства, гниют в пригородах Алматы.
Эти автобусы, приобретенные в период с 2011 по 2021 год, никогда должным образом не ремонтировались и не обслуживались. Вместо этого их быстро заменили новыми автобусами, как вы уже догадались, от QazTechna и HTA.
Этот цикл «заменяй, не ремонтируй» распространяется и на троллейбусную систему города. Работающие буквально вчера троллейбусы списываются и заменяются новыми троллейбусами QazTechna и HTA, хотя сама троллейбусная сеть не расширяется. Цель состоит не в улучшении общественного транспорта, а в том, чтобы обеспечить «производственные линии» QazTechna и HTA.
Подобная ситуация характерна не только для Алматы или даже транспортного сектора. Подобные схемы наблюдаются и в других крупных городах, таких как Астана, Атырау, Павлодар, Караганды и в различных отраслях промышленности, от производства электроэнергии до строительства. Все эти случаи указывают на системную проблему.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что QazTechna и HTA, возможно, завышают объёмы производства, потенциально импортируя автобусы напрямую из Китая и производя ребрендинг под казахстанский, чтобы претендовать на государственные субсидии. Потому что по данным компаний Yutong, одного из крупнейших производителей автобусов не только в Китае, но и в мире, 50% всех его продуктов направляюстся в Казахстан.
Кому выгодно это вопиющее нецелевое использование государственных средств? QazTechna принадлежит олигарху Андрею Лаврентьеву через его холдинговую компанию Allur, в то время как HTA находится в частной собственности Нурлана Смагулова. Оба они неизменно занимают высокие места в списке Forbes, их состояния построены на плечах трудящихся.
Эта ситуация иллюстрирует вращающуюся дверь между правительством и бизнесом, отличительную черту капиталистических обществ. Государство, вместо того чтобы служить общественному благу, выступает в качестве инструмента частного накопления. Государственные средства направляются в частные руки посредством субсидий, налоговых льгот и фальсифицированных тендеров, создавая искусственный рынок для этих компаний.
Несколько государственных компаний в этом секторе, таких как Semaz LLP, АО «Национальная компания “Казахстан Инжиниринг» , испытывают нехватку рынков сбыта, в то время как правительство кормит частных гигантов. Когда эти государственные компании и другие представители рынка всё же решаются участвовать в конкурсе, их заявки отклоняются по надуманным техническим причинам.
Кто-то может возразить, что для процветания этого бизнеса необходима государственная поддержка. Но если эти компании не могут выжить без постоянного вмешательства государства, их существование не служит никакой другой цели, кроме обогащения их владельцев. Почему государство должно субсидировать роскошный образ жизни Лаврентьева и Смагулова, в то время как важнейшими социальными услугами обычных граждан пренебрегают? Когда государственные компаний имеющие возможность предложить товары в том же сегменте проигрывают в пользу частной организации. Не логичнее было бы национализировать всю эту сеть сбыта чтобы деньги не уходили в частный карман?
Решение заключается не в реформировании этой коррумпированной системы, а в её демонтаже. При капитализме даже государственные компании часто служат интересам богатых, хотя и более завуалированным образом. В то время как публичные компании могут создавать иллюзию подотчётности, ими можно легко манипулировать в угоду частным интересам, скрывая информацию от общественного контроля.
Примером этого может служить выше описанный случай с частными компаниями общественного транспорта, субсидируемыми из бюджета, которые приобретают автобусы, производство которых не только субсидировалось, но и получало возмещение налогов, у частных компаний. Идеальный круг капиталистической эксплуатации.
Автобусы Алматы — лишь один из примеров этой безудержной коррупции. Подобные сценарии разыгрываются по всему миру, например, субсидирование железнодорожных билетов в Англии, демонстрирующее универсальность этой капиталистической чумы. Пришло время бороться за систему, которая ставит интересы людей превыше прибыли, за систему, в которой общественное благо превалирует над личной жадностью. В которой здравый смысл не уступает частной выгоде.
Источники:
- “Кладбище” из сотен городских автобусов показал на видео алматинец.
- Эхо январских событий, или Слив бюджета: как на «кладбище» автобусов ржавеют миллиарды.
- Кладбище автобусов: кому заплатили сотни бюджетных миллионов.
- Льготы и прозрачность: как развивается отечественный автопром.
- Еще одно кладбище? О скоплении автобусов на окраине Алматы высказались в акимате.
- Неприоритетный транспорт.
- В Казахстан доставлено 150 автобусов Yutong, что стало еще одним прорывом инициативы «Один пояс, один путь»!
Подписаться | Чат | Анкета
Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы / Қызыл Отау Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта