Педагогическое наследие Ыбырая Алтынсарина при социализме: актуальность и вклад в народное образование
В далеком 1841 году, родился «первый учитель казахской степи» – Ыбырай Алтынсарин. Родившийся в Оренбургской пограничной комиссии Российской империи, будущий педагог-просветитель, писатель и ученый-этнограф, после семилетней школы работает сначала писарем, затем переводчиком.
В дальнейшем Алтынсарин, по поручению властей, открывает школу и связывает свою жизнь с педагогикой. Он обучает детей русскому языку и становится автором одного из первых вариантов кириллического казахского алфавита, а также учебных пособий – «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» и «Казахская хрестоматия». Вместе с тем Алтынсарин продолжает заниматься переводами: И. Крылов, Л. Толстой.
«Первый учитель казахской степи» не спроста переводил и писал стихи, рассказы и басни для детей. Алтынсарин, делая мудрую ставку на будущие поколения, воспитывает в молодежи идеи равенства, развития духовно-нравственных ценностей, важности просвещения, культурного и языкового обмена. Прозорливый писатель и педагог поднимал темы социальной справедливости, необходимости честности, трудолюбия, взаимоуважения.
Его идеи, чаяния и мечты продолжили жить после него и в наибольшей степени реализовались в советский период. При социализме образование наконец стало общедоступным, массовым – так сбылась мечта Алтынсарина. Социалистическая система стремилась реализовать его идею всеобщей грамотности, обеспечивая доступ к знаниям для всех социальных групп, включая детей из сельской местности.
Повышение уровня образованности в республиках, в частности в КазССР, совпадало со стремлениями Алтынсарина — поднять уровень образования и культуры среди казахов. В СССР, вдохновляясь его идеями гуманизма и патриотического воспитания, акцент ставился на всестороннее развитие и удовлетворение потребностей человека, а также формирование приверженности к труду и любви к родине, как это пропагандировал Алтынсарин в своих произведениях и педагогической практике. Идеи культурного и морального воспитания детей, которых он обучал через любовь к родине и труду, находили отражение в программах КазССР, где воспитательная работа становилась неотъемлемой частью школьного процесса.
Таким образом, педагогическое наследие Алтынсарина оставалось актуальным и востребованным при социализме, где была высоко оценена его просветительская деятельность и вклад в народную систему образования, что послужило базой для создания современных подходов к обучению и воспитанию.
Подписаться | Чат | Анкета
Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы / Қызыл Отау Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта