Историческая правда о Мустафе Чокаеве и его мемуарах
Одну из книг - воспоминания жены Чокаева - нигде не могли найти, пришлось нашему товарищу пройти в библиотеку и сфотографировать страницу за страницу. Этот “скан” мы выкладываем для вас. Эти дневники - самый важный документ в сегодняшнем изучении личности Чокаева. Художественный фильм 2008 года, документальный фильм Майи Бекбаевой и даже главная биография под авторством Бахыт Садыковой, все они опираются на эти дневники. Если вы видите в Интернете какую-то пророческую и гениальную цитату от Чокаева,то ищите её в данном дневнике. То есть нам предлагается доверять воспоминаниям любящей женщины, которые она написала двадцать два года спустя после смерти Мустафы.
Сам Мустафа Чокаев - тот ещё мифотворец. С легкой руки он обрисовал картину Кокандской резни. Когда злые большевики пришли в мусульманский город и стали резать детей и женщин. Во-первых, пострадали мирные граждане и со стороны советов, и со стороны мусульман. Во-вторых, не большевики это были как единая организация, а советы - группа солдат и рабочих. И самое главное - кто начал бои? Город был по сути разделен на две части - часть советов и часть исламистов. На самом деле, штурм крепости начали сами исламисты, это исламисты устроили нападения на солдат, это исламисты отрезали город от внешних связей, надеясь что советам не придет помощь. Но помощь пришла и начались бои в ходе которого пострадало и мирное население. Что же об этом почитать? События прекрасно описываются в книге Алексеенкова - “Кокандская автономия”, а также прочитайте исследование Андрея Гагарина - Революция в Туркестане.
Что делал Чокаев за рубежом? Писал книги и статьи. В клубке связей между белоимигрантами и пантюркистами попытался разобраться Абдуллаев Камолудин в своей книге “От Синьцзяня до Хорасана”. Как всегда, надев резиновые перчатки, мы обязаны были прочитать и книги самого Чокаева - “Туркестан под властью советов”. Она полностью опирается на книгу Рыскулова - “Революция и коренное население Туркестана”. При желании можно прочитать обе книги и понять, что вся работы Чокаева - это сгущение красок и перенос сведений из одной книги в другую.
Ещё одна книга, которую стоит читать только для забавы. Это биография Чокаева от Бахыт Садыковой. По сути книга является пересказом дневников Марии Гориной перемешанным с тривиальными документами и антисоветскими рассуждениями.
Не книгу, но ёмкое четкое интервью дал интернет-газете “Номад” казахстанский историк Виталий Хлюпин, где сформулировал свои претензии к личности Чокаева. Очень советуем прочитать его.
Читая современные труды казахстанских “историков” приходит понимание в каком же плачевном состоянии находится наша историография. Выход только один: самому читать книги, знакомиться с документами, слушать исторические лекции и разбираться где правда, а где ложь.
P.S. Посмотрите на обложку. Эти фотографии из мемуаров Марии Гориной, и почему-то не публикуются ни в каких документальных фильмах. Не найдешь эти две фотографии и в “научных” работах националистов. Может потому, что Чокаев выглядит как Аблязов? Маленький, толстенький, лысый. А Горина уж точно не выглядит на свои 34 года. Может приврала в своей дате рождения Мария?
Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы / Қызыл Отау Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта