Книга Эриха Фромма «Здоровое общество»: критика капитализма и размышления о человеке
Салем, достар! Сегодня мы предлагаем вам книгу немецкого психолога неомарксиста Эриха Фромма «Здоровое общество» (The sane society). В этой книге, написанной в 1955 году, правильное название которой в переводе скорее должно звучать как «Здравое общество», Фромм продолжил развитие своей теории возникновения неврозов у людей, как следствия морали формируемой капиталистическим обществом, названным им «обществом потребления» Впервые такие выводы он обосновал ещё в 1941 году в книге «Бегство от свободы», исследовав причины бегства человека от самого себя и от собственной свободы.
В «Здоровом обществе» Фромм распространил свой диагноз не только на отдельных людей, но и на всё общество капиталистических стран. Он пишет: «Мы живём в такой экономической системе, где слишком высокий урожай зачастую оказывается экономическим бедствием, - и мы ограничиваем продуктивность сельского хозяйства в целях «стабилизации рынка», хотя миллионы людей остро нуждаются в тех самых продуктах, производство которых мы ограничиваем».
Или далее: «Более 90% населения у нас грамотны. Радио, телевидение, кино и ежедневные газеты доступны всем. Однако вместо того, чтобы знакомить нас с лучшими литературными и музыкальными произведениями прошлого и настоящего, средства массовой информации, в дополнение к рекламе, забивают людям головы самым низкопробным вздором, далёким от реальности и изобилующим садистскими фантазиями, которыми мало-мальски культурный человек не стал бы даже изредка заполнять свой досуг. Но пока происходит это массовое развращение людей от мало до велика, мы продолжаем следить чтобы на экраны не попало ничего “безнравственного”». Подобных примеров в книге предостаточно, да и, пожалуй, каждый из нас, подумав, мог бы найти немало парадоксов современного общества, хотя книга Фромма была написана более полувека назад!
Необходимо отметить, что наряду с критикой капитализма, Фромм также сделал выпад и в сторону советского строя. В частности, он писал что Ленин верил в историческую миссию рабочих в освобождении общества, но он не верил, что они сами пожелают и смогут достичь этой цели, и поэтому во главе рабочего класса должна стоять группа профессиональных революционеров. Фромм считал, что «решающим во взглядах Ленина было его неверие в стихийные действия рабочих и крестьян, потому, что он не верил в человека» и это по мнению Фромма роднило ленинские представления с антилиберальными и клерикальными идеями.
Мы с такими выводами Фромма согласиться никак не можем, поскольку Ленин как раз таки отличался уверенностью в рабочем классе, подтверждения чему можно найти во многих документах оставшихся после него. В подтверждение наших слов можно взять хоть бы знаменитую цитату про кухарку: «Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. <…> Но мы <…> требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту». (Ленин В. И., ПСС. 5 изд. Т. 34, с. 315).
Также Фромм обвинял Сталина в беспощадной эксплуатации рабочих, с чем мы тоже в корне не согласны. Хотя коллективизация и индустриализация в СССР проводились в сжатые сроки с большим напряжением, тем не менее даже в эти непростые годы происходило не только материальное улучшение условий жизни, но и культурное развитие рабочего класса. Вероятно, такое представление о Советском союзе сложилось у Фромма под действием антисоветской пропаганды.
Конечно, Фромм не единственный, кто критиковал капитализм за то, что он приводит к отчуждению людей друг от друга и от природы, но он впервые показал психологические результаты отчуждения – деградацию человека до уровня рыночной ориентации и дальнейшую деградацию разума. Он не ограничивается одной лишь критикой, но и предлагает путь к здоровому обществу.
Хотя, концепции Фромма также подвергались критике, но несомненно то, что он принадлежит к числу выдающихся мыслителей-гуманистов XX века, а книга «Здоровое общество» – к его важнейшим работам.
Дополнительно, в предлагаемое издание входит эссе Фромма «Догмат о Христе», в котором он рассуждает о трансформации правящими классами христианского учения в идеологию, защищающую общественное неравенство.
Подписаться | Чат | Анкета
Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы / Қызыл Отау Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта